"Кропоткинская"...и все-таки дворец!

Станция московского метрополитена "Кропоткинская" была открыта 15 мая 1935 года, ее наземный павильон расположен на пересечении улицы Волхонка с Бульварным кольцом, напротив, восстановленного в наши дни, Храма Христа Спасителя. Свое название станция получила в честь Петра Алексеевича Кропоткина, помимо прочего, известного теоретика анархизма, который родился в одном из близлежащих районов.

Над проектом "Кропоткинской" трудился целый коллектив в составе А.Н. Душкина, Я.Г. Лихтенберга (архитекторы), С.М. Кравца (архитектор западного вестибюля), А.К. Рыжкова (архитектор восточного, позднее построенного, вестибюля) и Н.А. Кабанова (инженер-конструктор).

Станция отмечена многими престижными наградами, среди которых, Гран-при международных выставок в Париже (1937 г.) и Брюсселе (1958 г.). В 1941 году авторам проекта и строителям была присуждена Государственная премия СССР за архитектуру и строительство.

До 20 марта 1957 года станция носила название "Дворец Советов", это было связано с тем, что в непосредственной к ней близости предполагалось построить одноименное циклопическое строение. Станционный зал станции метро должен был одновременно стать подземным вестибюлем дворца, строительство которого началось в 1939 году, но с началом Великой Отечественной войны было заморожено. Металлический каркас уже построенных к тому времени семи этажей был использован для изготовления противотанковых "ежей". Со временем от проекта дворца решено было отказаться, а вырытый для строительства котлован был использован для сооружения бассейна "Москва" (1960 г.), который уже в 1990-е гг. был снесен, а на его месте воссоздан Храм Христа Спасителя.

"Кропоткинская" богато украшена мрамором и гранитом, ее потолок поддерживают два ряда десятигранных колонн, согласно легенде, облицованных мрамором взорванного 5 декабря 1931 г. Храма Христа Спасителя. На самом же деле, для оформления станции был использован уральский мрамор "коелга" и "уфалей". А.Н. Душкин, один из авторов проекта, хотел придать станции сходство с древнеегипетским храмом Амона в Карнаке, также примечательном своей колоннадой. Еще одна легенда рассказывает, что когда, в ходе утверждения проекта Л.М. Кагановичем, последний возмутился этим сходством, то получил невозмутимый ответ - "у них дворцы для фараонов, а у нас - для Народа!".

Станция действительно по своему эстетическому воплощению оказалась похожа на дворец - свет от потайных светильников, установленных в верхней части колонн, дробится на их мраморных гранях, давая таинственное рассеянное сияние. Пол, выложенный гранитной плиткой - серого и розового, прекрасно оттеняет светящийся потолок станции.

Интересно, что сложнейшая отделка была завершена всего за полтора месяца! Побывав на этой замечательно красивой станции, можно лишь еще раз поразиться архитектурному замыслу и прекрасному подбору материалов для его воплощения. В наши дни "Кропоткинская" - функциональная, напряженно работающая, станция общественного транспорта с огромным ежедневным пассажиропотоком. При этом, именно мрамор и гранит позволили создать величественный дворцовый стиль, который позволяет говорить о "Кропоткинской", как об уникальном архитектурном сооружении.
 

к списку публикаций


Смотрите также