Пролетарии всех стран…

Среди станций метрополитенов бывших советских республик есть не только «Пушкинское кольцо», но и пролетарский, теперь уже, интернационал. Станция метро «Пролетарская» украшает собой схему не только Московского, Санкт-петербургского и Нижегородского метрополитенов, но также Минского и Харьковского.

 

Помимо прочего, объединяет все эти станции отделка, в которой традиционно главную роль играют мрамор и гранит.

 

Станция «Пролетарская» Московского метрополитена открылась 31 декабря 1966 года. Ее спроектировали архитекторы Ю. А. Колесникова и Ю. В. Вдовин, а в качестве инженера-конструктора выступил Г. М. Суворов.

 

Станция относится к Таганско-Краснопресненской линии и является единственной в Москве, обладающей тремя подземными вестибюлями. Колонны из мрамора белого цвета, их особенность – расширение в верхней части, имитирующее капители. Полы из гранита серых оттенков, а также есть и лабрадорит.

 

Санкт-Петербургская «Пролетарская» Невско-Василеостровской линии была открыта 10 июля 1981 года. Над ее созданием трудился большой коллектив автором, свой труд вложили архитекторы Д. С. Гольдгор, Ю. В. Еечко, Р. Ш. Розенталь и Н. А. Афошин. Вестибюли проектировали архитекторы А. С. Гецкин, А. В. Квятковский и И. Е. Сергеева.

 

Как и московская «тезка» эта «Пролетарская» также, в своем роде, уникальна, являясь самой глубокой станцией Санкт-Петербургского метро и одной из самых глубоких в мире (84 м. под поверхностью земли). Кроме того это единственная в городе станция с каскадом из двух эскалаторов.

 

Путевые стены облицованы бело-розовым и белым мрамором, само название станции, что большая редкость, выполнено из камня. Украшающие станцию колонны также поражают красотой белого цвета, их венчают плоскости массивного фриза из полированного гранита, который символически изображает красное знамя. Пол выложен серыми, черными и темно-красными плитами. Торцевая, исполненная из темно-красного камня стена украшена горельефом «Серп и Молот». Революционная стилистика, в которой выдержана станция, создает особое настроение.

 

Станция «Пролетарская» Харьковского метрополитена, Холодногорско-Заводской линии начала работу 1 августа 1978 года.

 

Авторами проекта был архитектор Ю. М. Старостенко, над созданием станции трудились следующие инженеры-конструкторы - П. Д. Пашков, А. В. Варич, В. С. Котов.

 

Цветовая гамма, в которой выдержана станция, представлена золотистыми и красноватыми тонами. Для отделки колонн был использован розовый мрамор «Буровщина» Иркутского месторождения.

 

Также им отделаны цоколи путевых стен, его блоки составили вертикальные вставки, служащие фоном для латунных украшений в виде символов серпа и молота. Сами путевые стены облицованы светло-серым камнем из Саяно-Шушенского месторождения, для облицовки стен вестибюлей был использован уральский белый «Коелга».

Пол станции украшен затейливым геометрически рисунком, выложенным их лабрадорита и красного гранита.

Благодаря роскошной отделке природным камнем, «Пролетарская» производит сильное впечатление.

Самая новая из всех «Пролетарских» - Минская (Автозаводской линии), она открылась 31 декабря 1990 г. Архитекторы – Л. Погорелов, Л. Кустова, О. Вишневская. В оформлении станции использованы работы скульптора Н. Рыженко.

Как и в Санкт-Петербурге, ведущей темой станции стала тема труда. Традиционные колоны исполнены в виде стилизованных рук рабочих и поддерживают балки перекрытия. Торец станции украшен монументальными символами труда, а основной элемент подземного зала составляет мощная скульптурная группа, изображающая рабочего на фоне строящегося города.

Благодаря оформлению светло-серыми оттенками с небольшими красными вкраплениями, станция несет в себе настроение легкости, молодости и устремленности к труду.

Станция «Пролетарская» Автозаводской линии в Нижнем Новгороде открылась 20 ноября 1985 года, ее проект был составлен архитектором С. Яшиным.

От прочих Нижегородских станций метрополитена «Пролетарскую» отличает особое освещение, которое распространяется не только на центральный зал, но и на посадочные платформы.

Вертикальные углубления в широких колоннах украшены мрамором уже розовых оттенков. Аналогичные углубления присутствуют и в стенах, таким образом, контрастные цвета создают пеструю, жизнерадостную картину. Для отделки пола использован красный и серый гранит. Входы на платформу декорированы двумя композициями из кованой меди.

Натуральный камень - это замечательный природный материал, чьи красота и уникальные свойства с легкостью преодолевают время и границы.

к списку публикаций


Смотрите также