Автозаводская: история в камне

Автозаводская - одна из самых старых станций Московского метрополитена, созданных из традиционного в данном случае натурального камня. Сам факт ее существования способен рассказать многое об отечественной истории и героизме советских граждан, которые в самые тяжелые годы Великой Отечественной войны построили настоящий подземный дворец.

 

Станция принадлежит Замоскворецкой линии и расположена между "Павелецкой" и "Коломенской", имеет статус памятника архитектуры. Два выхода позволяют пассажирам попасть на Автозаводскую и Кожуховские улицы, а также к улице Мастеркова.

 

Открытие станции состоялось в 1943 году, тогда она называлась "Завод имени Сталина", а в 1956 году была переименована в "Завод имени Лихачева". Даже в истории переименования станции без труда можно прочесть летопись непростой отечественной истории, состоящей из резких поворотов, в тот раз к т.н. "оттепели". Таким образом в наши дни уже "Автозаводская" - это не просто архитектурный, но и культурный, исторический памятник.
Проект будущей станции определялся на конкурсной основе, из 42-х претендентов наиболее интересным был признан труд архитекторов А. Н. Душкина и Н. С. Князева. Утверждение проекта состоялось в 1940 г., однако в силу очевидных причин его реализация оказалась временно приостановлена и возобновлена как только прекратились регулярные авианалеты германской авиации на город.

 

Оформление станции было доверено известным художникам и скульпторам - Ф. Лехту и В. Бордиченко. В качестве инженеров-конструкторов выступили Н. Кабанов, С. Рыбкин и Г. Кибардин. Непосредственно строительством станции занималось СМУ-8 Мосметростроя под руководством А. Филиппова и А. Чеснокова.
Конструктивно "Автозаводская" является колонной трехпролетной станцией мелкого заложения (11 метров), расположенные за ней тупики в настоящее время используются для технического обслуживания составов и их ночного отстоя. Внимательный наблюдатель найдет немало сходных черт с Кропоткинской, однако есть множество отличий, главное из которых - головокружительная высота сводов станции.

 

Для облицовки путевых стен был использован теплых тонов мрамор Прохоро-Баландинского месторождения. Отделка колонн выполнена лилово-желтым камнем сорта "Ороктой", впервые использованным именно на этой станции. Основание колонн декорировано черным диабазом, им же выложен пол, украшенный геометрическим орнаментом из плит серого и черного гранита. В ряде мест можно заметить метлахскую плитку и асфальт.
Отметим, что к сожалению, первоначальный облик станции был изменен и при том, по мнению экспертов в области архитектуры и дизайна, не в лучшую сторону. Так, изначально зал освещался коническими светильниками, расположенными по центральной линии свода. Позднее их заменили люминесцентными лампами, которые парно располагаются в каждом ряду между колоннами. Кроме того, была убрана гипсовая статуя И. Сталина, впрочем, этот шаг едва ли мог негативно сказаться на интерьере.

 

Путевые стены украшают восемь мозаичных смальтовых панно, объединенных темой "Советский народ в годы Великой Отечественной Войны". Основой для панно послужили эскизы В. Бордиченко, Ф. Лехта и Б. Покровского, а непосредственным исполнителем был В. Фролов. Четыре мозаики восточной стены посвящены работникам завода ЗИС (позднее - ЗИЛ), западные мозаики рассказывают о трудовых и боевых успехах, достигнутых с помощью продукции завода.
Помимо мозаик, станция примечательна четырьмя барельефами работы И. Ефимова, выполненными из желто-серого известняка. С восточной стороны - "Металлурги и инженеры", "Летчики и конструкторы", а с западной - "Народы Кавказа" и "Народы севера". Между барельефами иногда, если отваливается штукатурка, можно увидеть сохранившиеся до наших дней цитаты из И. Сталина.
Южный вестибюль интересен сразу несколькими своими особенностями - двухэтажный, он некогда представлял собой отдельно стоящее строение, а позже стал частью жилого здания. Его фасад декорирован полуколоннами из лабрадора, стены аванзала выложены кремовым мрамором Газганского месторождения. Эскалаторный зал украшен камнем знаменитого месторождения Коелга, напротив эскалатора расположено мозаичное панно, посвященное параду на Красной площади. Сферический купол вестибюля расписан сценами из советской истории и жизни рабочих ЗИЛа. Северный выход был построен в 1968 году по проекту М. Файнштейна и не может похвастаться особыми архитектурными или декоративными особенностями.

 

Славная история "Автозаводской" продолжается и в наши дни, когда каждый камень станции в полной мере стал памятником великой ушедшей эпохе.

к списку публикаций


Смотрите также