Достоевская: черное и белое

"Достоевская" - это одна из самых необычных и спорных по своему художественному решению станций Московского метрополитена. Несмотря на традиционный натуральный камень в интерьере, ее оформление вызвало горячую общественную дискуссию, ввиду необычности сюжетов декоративных панно, посвященных творчеству знаменитого русского писателя.

 

Станция была открыта 19 июня 2010 года и стала 181-ой в системе столичного метро. Она расположена на Люблинско-Дмитровской линии между станциями "Марьина Роща" и "Трубная".

 

"Достоевская" - трехсводчатая станция колонно-стенового типа находится на глубине 60 метров, три выхода северного вестибюля ведут к Суворовской площади, улице Дурова и Селезневской улице.

 

Благодаря открытию станции москвичам стало гораздо проще добираться до знаменитого Театра Российской Армии, который расположен неподалеку. Одной из важных особенностей Достоевской стало именно ее место на карте города - она оказалась вписана в уникальный пейзаж садово-паркового искусства 18-19 вв. и памятников архитектуры исторического района.
Строительство началось еще в 1990-е гг., однако долгое время оставалось заморожено. Дело в том, что согласно первоначальному проекту предполагалось построить на кольцевой линии смежную станцию - "Суворовскую", однако из-за недостатка денежных средств начало работ было отложено на неопределенный срок. Замерли работы и на "Достоевской".

 

Возобновилось строительство только в 2007 году, были пройдены правый и левый станционные тоннели, построен один из двух эскалаторных ходов, начались работы по проходке центрального зала. Открытие планировалось на 2009 год, однако из-за недостаточного для полного завершения работ финансирования сроки пришлось перенести.

 

Наконец, 9 июня 2010 года был пущен пробный поезд, а 10 дней спустя состоялось торжественное открытие, на котором присутствовали московский мэр Юрий Лужков и глава Московского метрополитена Дмитрий Гаев.
Проект станции предполагает два выхода и если первый уже открыт, то второй будет достроен позже - в настоящее время вместо него пассажиры могут наблюдать стеклянную стену. В будущем, если станция "Суворовская" все же будет построена (между "Новослободской" и "Проспектом мира") на нее можно будет перейти именно с "Достоевской".

 

В архитектуре станции соединились как традиционные материалы, так и новые разработки. Для облицовки колонн, пилонов и стен использованы различные виды природного камня. В частности, такие знаменитые сорта мрамора, как Каррара и Уфалей. Из них же сложена флорентийская мозаика, речь о которой пойдет ниже.

 

Для покрытия полов платформ и вестибюлей, а также облицовки стен пешеходных переходов, и парапетов лестничных сходов были применены следующие сорта термообработанного и полированного гранита - Александровский, Сюскюянсаари, Мансуровский и Габбро.
Для сводов станции были созданы специальные стеклопластиковые зонты, которые одновременно выполняют эстетическую, водоотводящую и осветительную функции. Так в центральном и боковых залах использованы т.е. овоиды - элементы, упомянутого выше, зонта, являющиеся в то же время светильниками.

 

При выборе материалов, определяющим критерием, помимо сугубо эстетической стороны дела, был фактор прочности и долговечности. С удовольствием отметим, что в облицовочных работах у природного камня по-прежнему нет равных по сочетанию декоративных и эксплуатационных качеств.

 

Как мы уже упоминали вначале, художественное оформление станции вызвало много споров, единого мнения относительно этого вопроса не сформировалось и по сей день. Торцы станции, подходные коридоры и некоторые пилоны украшены черно-белыми панно из флорентийской мозаики по мотивам произведений Федора Михайловича Достоевского. Автор этих работ - Иван Николаев ранее уже сотрудничал с московским метро, оформив станции "Боровицкая" и "Отрадное".

 

В основу мозаик легли сцены из романов "Братья Карамазовы", "Бесы", "Преступление и наказание", "Идиот". Торцевая стена станции украшена портретом самого писателя. Еще до открытия станции в интернете были опубликованы фотографии панно, которые вызвали шок у части аудитории. На стенах "Достоевской" можно увидеть многочисленные сцены насилия, которые производят глубокое впечатление на зрителя.

 

В ходе возникшей в обществе дискуссии были высказаны многочисленные аргументы "за" и "против". Противники такого оформления высказывали опасение, что мозаики могут угнетающе действовать на пассажиров. Сторонники возражали, что сценами насилия декор не ограничивается, а кроме того, именно эти шокирующие картины помогают донести до зрителя трагизм, заложенный в произведениях великого писателя.

 

Так или иначе, "Достоевская" получилась по-настоящему яркой и необычной станцией, которая несомненно не затеряется среди множества других. Этот тот случай, когда открытие нового подземного дворца стало не только событием в развитии транспортной структуры столицы, но и вехой в ее культурной жизни.

к списку публикаций


Смотрите также