Маяковская - гордость Московского метро

"Маяковская" - одна из самых известных станций столичного метро. Она была открыта 11 сентября 1938 года в составе второй очереди Московского метрополитена, в том же году станция удостоилась Гран-при на Международной выставке в Нью-Йорке.

 

Среди первоначальных проектных названий станции были "Триумфальная площадь" и "Площадь Маяковского", однако победил емкий вариант, своей лаконичностью вполне в духе великого поэта, чьим именем она названа.

 

Архитектором станции был А. Н. Душкин, внесший огромный вклад в развитие метро - по его проектам также были построены "Площадь Революции", "Кропоткинская", "Новослободская" и "Автозаводская".
Непосредственно строительные работы осуществила "Шахта № 77-78", руководство этим предприятием осуществляли Г. Суворов, И. Гоциридзе и Я. Дорман.
Инженеры-конструкторы - Р.А. Шейнфайн и Е.М. Гринзайд.
Архитекторами второго выхода (2005 год) стали Г. С. Мун и Н. И. Шумаков при участии Я. В. Мун.

 

Помимо уникального интерьера, в отделке которого использован натуральный камень различных пород, "Маяковская" знаменита тем, что является первой в мире станцией колонного типа глубокого заложения (33 метра).
Начиная с 1980-х гг. станция имеет почетный статус памятника архитектуры, а в 2001 году была включена в список памятников истории и культуры местного значения в качестве одного из наиболее ценных столичных архитектурных объектов. Кроме того, "Маяковская" включена в список объектов мирового культурного наследия ЮНЕСКО.

В годы Великой Отечественной войны станция выполняла функции бомбоубежища, 6 ноября 1941 года она была использована в качестве площадки для проведения заседания Московского Совета депутатов трудящихся с московскими партийными и общественными организациями. Данное мероприятие было приурочено к 24-ой годовщине Октябрьской революции, среди прочих докладчиков, выступал и И. В. Сталин.

Послевоенная судьба станции складывалась порой очень непросто. Так, в начале 1990-х некий кооператив "Художники Арбата" предложил свои услуги для осуществления реставрационных работ. Позже выяснилось, что основным занятием т. н. "художников" стало варварское разграбление облицовки колонн из полудрагоценного родонита с последующей заменой его пластиком. До того, как деятельность вандалов была пресечена, около 10 колонн оказались ободраны.

Когда уже в середине 2000-х начался настоящий ремонт "Маяковской", остро встал вопрос об аутентичных материалах, которыми можно было бы заменить такого рода утраты. По словам главного архитектора Московского метрополитена Николая Шумакова, "чтобы добыть родонит для облицовки, пришлось восстанавливать карьер на Урале". Однако все трудности были успешно преодолены.

Помимо прочего, в ходе реконструкции мраморные полы заменили на гранитные, поскольку последние менее подвержены износу, неизбежно возникающему вследствие огромного пассажиропотока. Также была проведена реставрация облицовки путевых стен мрамором уфалей.

В творческом пути архитектора А. Н. Душкина идея "Маяковской" стала самой новаторской, именно на этой станции мастер реализовал свою концепцию особой философии подземного пространства, в рамках которой главным конструктивным элементом является свет. На "Маяковской" центральный зал и путевые тоннели слиты в одну большепролетную конструкцию, что позволило впервые в мировой архитектуре метрополитенов создать настоящий дворец, наполненный светом и объемом.

Арки и колонны станции покрыты рефленной нержавеющей сталью. Интересно, что данные детали были изготовлены специально для метро на заводе "Дирижабльстрой" на оборудовании, которое изначально предназначалось для создания каркасов цельнометаллических дирижаблей, чье проектирование инициировал К. Э. Циолковский. Угловые части колонн украшены природным уральским камнем "орлец" и мраморовидным известняком. Для отделки верхней части путевых стен использован уфалейский мрамор, нижняя часть выложена диоритом.

Важнейшая деталь оформления станции - мозаичные панно из смальты, размещенные в овальных нишах свода центрального зала. Мозаики были набраны в ленинградской мастерской В. А. Фролова по эскизам великого советского художника А. А. Дейнеки, их тема формулируется как "Сутки советского неба".

Станция обладает тремя наземными вестибюлями:
- Южным, встроенным в здание концертного зала имени П. И. Чайковского;
- второй вестибюль встроен в дом №30/2 на Тверской улице, он был открыт в 1950-х гг.;
- наконец, третий начал свою работы в 2005 году, он встроен в офисное здание на пересечении 1-го Тверского-Ямского переулка и 1-й Тверской-Ямской улицы. В его оформлении деятельное участие принял популярный художник И. Лубенников, которые создал мозаики по мотивам произведений В. Маяковского. Пол и стены традиционно выложены натуральным камнем.

"Маяковская" - это яркая жемчужина среди уникальных станций-драгоценностей Московского метрополитена, остается только пожелать столичным властям и горожанам сохранять ее и впредь в первозданно великолепном состоянии.

к списку публикаций


Смотрите также