«ПУШКИНСКИЕ» СТАНЦИИ МЕТРО. Мраморное путешествие во времени

С того самого момента, как в СССР началось строительство метрополитена, его станции служили не только для необходимого подземного передвижения - каждая станция была и остается шедевром архитектуры с определенным идейно-художественным замыслом. Руководство при строительстве никогда не скупилось на расходы, проекты станций создавались лучшими художниками и архитекторами, а на отделку станций всегда шли самые ценные природные материалы – мрамор, гранит, оникс, яшма и другие натуральные камни, ведь именно они, как никакие другие материалы, могут обеспечить долговечность и прочность, не теряя при этом эстетических свойств. Именно поэтому мы начинаем серию рассказов об использовании природного камня в метрополитенах.

Несмотря на то что типового проектирования каждой отдельной станции не избежать, вы не встретите ни одной повторяющейся - они абсолютно разные по организации внутреннего интерьерного пространства. Каждая станция метрополитенов городов бывшего СССР обладает своей индивидуальностью, своим «характером» и предназначением.

У каждой станции своя тема, в соответствии с которой она оформляется. Например, на станции Балтийская в Санкт-Петербурге голубовато-серая мраморная облицовка напоминает о суровых водах Балтики, а красный гранит в оформления многих других станций символизирует революционную тематику.

В метрополитенах городов бывшего Советского Союза можно насчитать пять станций, названных в честь самого великого русского поэта и писателя Александра Пушкина. Это станции «Пушкинская». А города, в которых они действуют, – Москва, Санкт-Петербург, Минск, Харьков и Ташкент.

Хоть названия у них одинаковые, и оформлены они в одной теме (пушкинская эпоха), они совершенно разные!

Станция «Пушкинская» в Санкт-Петербурге - самая старшая по сравнению с остальными, она открылась в 1956 году. По первоначальному замыслу архитекторов А.М. Петрова и Л.М. Полякова оформление станции должно было отражать строительство Царскосельской железной дороги. Но в окончательном проекте тематика стала совершенно другой - ее целиком посвятили великому русскому поэту.

Белый мрамор использован для облицовки пилонов. На станции темно-красные полы из гранита, который доставлялся в город с легендарных Токовских гранитных разработок (Украина). Узор из белого и черного камня выложен по его кромке. В нишах находятся торшеры с излучающими свет чашами из хрусталя.

Пол проходов также выложен гранитом, и вокруг него - плитки простого светлого кафеля. Стены станции облицованы мрамором, который очень выигрышно смотрится рядом с колоннами и решетками вентиляции, а рисунок последних поразительно гармонирует со светильниками центрального зала.

Оформление станции «Пушкинская» в Москве выдержано в белой цветовой гамме. Освещенный стилизованными подсвечниками зал с двумя рядами белых колонн из мрамора, пол выложен серым гранитом, а у торцевой стены расположен скульптурный бюст Пушкина. Кроме того, беломраморный зал украшен латунной чеканкой, которая посвящена произведениям великого поэта.

Минская станция «Пушкинская», самая молодая среди всех прочих (1995), обладает характерной чертой культовых сооружений пушкинских времен. Это арка и свод, и именно они стали основой идейно-художественного решения.

В оформлении станции главный акцент сделан на освещение, чтобы усилить и подчеркнуть архитектурное раскрытие темы. Лампы дневного света, расположенные в верхней части ригелей, скрыты от глаз пассажиров. Но они создают потрясающий эффект воздушности и легкости всего зала, арки и своды которого выложены белоснежным мрамором.

Бело-розовая цветовая гамма в наилучшей форме раскрывает Пушкинскую тему на одноименной станции в городе Ташкенте. Мрамор именно этих двух цветов послужил великолепной облицовкой стен станции, а также колонн в ее вестибюле. Кроме того, стилистически выигрышно смотрятся в верхней части мраморных колонн светильники, которые выполнены в виде гирлянд свечей.

Станция «Пушкинская» в Харькове своей архитектурой напоминает дворцы и театры тех времен, когда жил и творил великий поэт. Белые стены, темно-серый пол, облицовка пилонов, выполненная в форме струящихся складок материи - все это возрождает внешний интерьер начала XVIII века.

Кроме того, к «пушкинской» пятерке станций метрополитена скоро присоединится еще одна станция, которая строится сейчас в Ростове-на-Дону. Можно с полной уверенностью сказать, что стилистическое оформление станционного зала будет не менее великолепным в архитектурном плане.

Таким образом, можно сделать вывод, что одним из самых благодатных материалов для создания и оформления архитектурного шедевра служил - и служит! - натуральный камень. Он способен придать образную выразительность станциям своими цветами и фактурой. И именно это помогает полностью ликвидировать ощущение того, что ты находишься под землей, а не в великолепном здании на улице своего родного города.


к списку публикаций


Смотрите также