Парк Победы - величественная красота

"Парк Победы" - одна из самых необычных станций московского метро, которая удивительно гармонично оказалась включена в ансамбль Кутузовского проспекта и расположенного неподалеку одноименного парка и мемориала, посвященного победе в Великой Отечественной войне.

 

Имперский стиль Кутузовского проспекта, его мощные дома и циклопическое сооружение мемориала были органично дополнены одной из самых крупных в Москве станций метрополитена, декор которой создает возвышенное, торжественное настроение, рассказывая о наших победах, о славе русского оружия. Станция продолжает славные традиции московского метро - в ее интерьере ведущая роль принадлежит натуральному камню.

 

Архитекторами станции стали Н.И. Шумаков и Н.В. Шурыгина. В качестве архитекторов аванзала выступили А.Ю. Орлов, А.В. Некрасов, соавтор В.О. Сычева. Инженеры-конструкторы, трудившиеся над созданием станции: Е.С. Барский, А.М. Земельман, А. Кривенко, Т.И. Богатова, Е.C. Рудницкая, Н. Кудрявцева.

 

Станция "Парк победы" (165-я на счету столичных метростроевцев) расположена на Арбатско-Покровской линии, ее открытие состоялось 6 мая 2003 года. Сам же мемориальный парк, по которому она и получила свое название, появился в 1995 году, его строительство было приурочено к 50-летнему юбилею Победы.

 

Типологически это трехсводчатая пилонная станция глубокого заложения. Согласно индивидуальному проекту, была применена новая технология строительства из монолитного бетона с опережающим сооружением пилонов и фундаментов путевых стен. В ходе работ монолитный бетон нагнетался за предварительно смонтированные путем сварки листы металлической опалубки.

 

Строительство станции началось еще в 1990-м году, что наложило свой отпечаток на ее внутреннюю организацию. Изначально предполагалось, что "Парк победы" объединит в себе два пути - Арбатско-Покровскую линию и гипотетическую хорду Митино-Бутово, на которую планировалась осуществлять кросс-платформенную пересадку.

 

Для реализации этой идеи были спроектированы два независимых зала, которые начали строиться одновременно. В момент остановки строительства, ввиду высокой степени готовности залов было принято решение в дальнейшем завершить работы в полной степени. Следствием этого стало то, что в настоящее время в каждом из залов не используется по одному пути, проложенные же рельсы имеют сугубо декоративную функцию.

 

В будущем, неиспользованные пути, возможно, окажутся востребованы для первой очереди Солнцевской линии. Кроме того, существует проект продления одного из этих путей до неиспользуемого в настоящий момент зала станции "Деловой центр". Не исключается также возможность строительства второго выхода, путем использования одного из торцов северного зала станции.

 

Собственно, это только один из штрихов, особенным образом выделяющих эту станцию из общего ряда. "Парк Победы" отличают также два рекорда - наибольшая в Москве глубина залегания (84 метра) и длина эскалаторов (126 метров).

 

Вполне логично, что главной темой оформления стали Великая Отечественная война и Отечественная война 1812 года. Находящиеся на поверхности в непосредственной близости мемориальный комплекс "Парк Победы" и музей "Бородинская панорама", естественным образом определили декоративные особенности станции.

 

Великой Отечественной войне посвящено панно в западном торце северного зала, войне 1812 года - панно в восточном торце южного зала. В обоих случаях в роли автора выступил известный скульптор З.К. Церетели. Панно выполнены в интересной технике "эмаль на металле" и поражают буйством и насыщенностью красок.

 

Натуральный камень нашел обширное применение в оформлении интерьера "Парка Победы". Интересно, что залы украшены зеркально - один отличают белые пилоны и коричневые путевые стены, другой - коричневые пилоны и белые путевые стены. В обоих случаях для облицовки использован мрамор. По разному облицованы и гранитные полы, северный зал украшен полированным серым и красным гранитом, а южный - черным и серым камнем.

 

Глухой торец северного зала облицован серым и черным мрамором. Потолок собран из пластиковых панелей. Освещение реализовано с помощью светильников, скрытых за карнизом залов. В результате используется, отраженный от потолка, свет люминесцентных ламп и прямой поток света от галогеновых ламп.

 

"Парк Победы" примечателен и огромным количеством ископаемой фауны, застывшей в каменной облицовке. Речь идет о головоногих моллюсках юрского периода - аммонитах и белемнитах. Аммонитам присущ оранжевый цвет, белемнитам - серый. Для облицовке был использован камень "Аммонитико россо", который добывают в Восточной и Центральной Европе. Свое название он получил именно из большого присутствия в своей структуре окаменевших моллюсков.

 

Дело в том, что отложения, которые позже в ходе сложных процессов стали природным камнем, первоначально формировались на огромных глубинах древнего океана Тетис. В качестве еще одного штриха к картине уникальности этой станции можно упомянуть, что достоверные белемниты присущи только ей, а аммониты превосходят размерами все прочие образцы этого вида, которые можно встретить на стенах московского метро.

 

"Парк Победы" уже сейчас является одной из важнейших и красивейших станций метро - десятки тысяч москвичей, благодаря ей получили возможность легко добраться до, раскинувшегося на поверхности, роскошного парка. Также это важный узел на линии, связывающей центр города с густонаселенным районом Митино. Кроме того, у станции богатый потенциал - ее транспортные возможности еще не до конца реализованы.

к списку публикаций


Смотрите также