"Волоколамская" - черно-белая классика

Волоколамская - черно-белая классика

Несмотря на то, что станция "Волоколамская" открылась совсем недавно - 26 декабря 2009 года, ее облик поражает своими классическими для Московского метро формами и подбором материалов. Натуральный камень задает особое настроение - строгое и возвышенное, в сочетании с черно-белыми тонами, вызывая в воображение образы русского севера.

 

Свое название станция получила по близлежащему Волоколамскому шоссе, поблизости от нее расположен 1-й микрорайон Митино и Митинский ландшафтный парк, таким образом, поднимаясь на поверхность, пассажир может окунуться как в толчею современного города, так и в тихое спокойствие зеленых аллей. Наземные вестибюли образуют в плане треугольники и расположены симметрично с обоих торцов станции.

 

Авторы проекта - А. Орлов и А. Некрасов, также лепту в разработку станции внесла В. Сычева.

 

Интересно, что строительство началось еще в начале 1990-х гг., когда предполагалось, что станция станет одним из узлом хордовой линии Митино-Бутово. На этом этапе был вырыт котлован, забетонирован лоток, установлены основы для колонн. Кроме того, открытым способом были построены отрезки тоннелей на половине перегона в стороны нынешней станции "Митино", о которой мы рассказывали в одной из предыдущих публикаций. Закрытым способом был проложен правый тоннель под Митинской улицей. Однако, экономический кризис вынудил метростроевцев свернуть работы, заморозив и, к сожалению, фактически забросив данный проект.

 

Надлежащая процедура консервации была проведена только в 2004 году, в ходе ее реализации были засыпаны, построенные ранее открытым способом отрезки тоннелей, этот шаг был вызван необходимостью продлить Митинскую улицу. Только в 2008 году работы по созданию "Волоколамской" были продолжены. Однако, следует отметить, что непростая история станции завершилась довольно быстро уже год спустя в торжественной обстановке прошла церемония открытия, это событие стало своеобразным новогодним подарком для местных жителей.

 

Типологически "Волоколамская" относится к классу колонных станций мелкого заложения, при этом расположена относительно глубоко. Этот факт в значительной степени повлиял на конструкцию и оформление станции. Поскольку перед авторским коллективом стояла задача снизить нагрузку на конструкцию, решено было сделать своды выше, а насыпной слой земли, напротив, уменьшить. Была разработана специальная конструкция из монолитного железобетона, по своему запасу прочности значительно превышающая аналогичные параметры типовых станций мелкого заложения. Также был увеличен шаг колонн с 6 до 9 метров. Высота потолка превышает 8 метров.

 

Благодаря своим конструктивным особенностям, "Волоколамская" производит сильнейшее впечатление простора, воздушности и чистоты пространства. Не последнюю роль в создании этого эффекта играют мрамор и гранит, которые традиционно для Московского метро украшают собой станцию.

 

По словам создателей станции, аргументов в пользу использования природного камня было несколько. Первый их них сугубо утилитарный - камень отличается долговечностью, стойкостью к разного рода негативным воздействиям и прочностью. При этом его цена абсолютно конкурентоспособна с современными разработками в области синтетических материалов, при гораздо лучших потребительских свойствах.

 

Второй немаловажный аргумент - это следование традициям, которые заложили первые метростроевцы. Во всем мире метро - это один из городских видов транспорта, который не претендует ни на что большее. Он может быть более или менее комфортным, но одно остается неизменным - реализация исключительно прикладной функции.

 

Московское метро является неповторимым исключением из этого правила, образуя комплекс подземных дворцов, декорированный лучшими сортами натурального камня. Не секрет, что многие станции заняли полноправное место среди городских достопримечательностей. В этом смысле очень важно сохранять преемственность стиля, чтобы не разрушить ту уникальную транспортно-историко-культурную среду, которой в наши дни стал Метрополитен.

 

Наконец, третья причина - это чрезвычайно высокая эстетическая ценность мрамора и гранита, природа не знает повторений - гранитная и мраморная плита по своим тончайшим оттенкам и особенностям рисунка является уникальным произведением натурального искусства. Как неоднократно доказано психологами, созерцание красоты оказывает на психику человека положительное воздействие, что в условиях стресса большого города особенно важно.

 

Подводя итог, можно без тени сомнения сказать - "Волоколамская" оказалась в полной мере достойна славных традиций столичного метро.

к списку публикаций


Смотрите также