Вторая очередь Московского метрополитена

11 сентября 1938. Только-только страна отвоевала на Хасане, еще не родился Джо Дассен, но уже открыта третья линия Московского метрополитена - Замоскворецкая. Особенность этих станций — исключительно красивая архитектура, которая станет прообразом знаменитого сталинского ампира послевоенных станций. Участок включал в себя станцию «Маяковскую», которая будет признана одним из лучших не только архитектурных, но и инженерных достижений в строительстве метро. С открытием этих станций количество станций московского метро на тот год достигло 22-х.

 

«Сокол»

В оформлении путевых стен, как и на большинстве станций этой очереди, применили биробиджанский мрамор, мрамором «коелга» оформили основание колонн. Красным и серым отделаны полы из гранита, коридоры украшены мозаикой из агамзалинского оникса и мрамором «коелга».

 

«Аэропорт»

Оформление станции посвящено советской авиации. Свод зала и путевые стены облицованы красным мрамором «коелга», биробиджанским мрамором и мраморовидным известняком «биюк-янкой», украшены рельефными веерообразными рисунками парашютов и горящих огней взлётной полосы. Основание свода выполнено в виде чередующихся бетонных и коричневых мраморных «игл», которые переходят на своде в рельефные линии, напоминающие стропы парашюта, перекрещивающиеся на потолке среди ажурных светильников пирамидальной формы, предназначенные для люминесцентных ламп. Облицовка пола - серый гранит.

 

«Динамо»

Одна из старых станций московского метро построена у одноименного стадиона, и поэтому в оформлении станции используются спортивные мотивы.
На то время стадион «Динамо» был крупнейшим в городе, и поэтому впервые станция метро получила второй выход.
Пилоны «Динамо» отделаны розовато-дымчато-серым нижнетагильским мрамором. В верхней части пилонов размещены 60 фарфоровых медальонов (по 30 одинаковых со стороны зала и платформ). На медальонах изображены аллегории 21 видов соревнований, по которым проходили Спартакиады народов СССР.
Там же установлены светильники, закрытые полупрозрачными плитами мраморного оникса (травертина) месторождения Агамзалы. В основании пилонов (с двух сторон) установлены деревянные диваны.
Путевые стены украшены узорчатыми панно из оникса, отделаны белым и серым мрамором; глухие стены станции отделаны мраморовидным известняком месторождения Биюк-Янкой. Пол в центральном зале выложен чёрным мрамором; изначально покрытие боковых залов было асфальтовым, ныне оно также мраморное. Стены вестибюлей покрыты светлым узбекским мрамором «газган».

 

«Белорусская»

Пилоны станции облицованы мрамором - розовым биробиджанским и офикальцитом, глухие проходы украшены мрамором «давалу». Изначально покрытие пола центрального зала было выполнено в виде белорусского национального орнамента, теперь же полы из мрамора выложены плитами чёрного и серого цветов. Путевые стены отделаны белым мрамором, в нижней части — чёрным мрамором.

 

«Маяковская» - подробнее об оформлении этой станции можно прочитать в отдельной статье.

 

«Театральная» («Площадь Свердлова»)

Мощные пилоны станции и путевые стены облицованы светлым прохоро-баландинским мрамором, пол выложен из плит чёрного и желтого гранита. Мраморные колонны круглого сечения, украшенные каннелюрами на углах пилонов, хрустальные светильники в бронзовой оправе придают залу торжественный вид. Свод зала украшен кессонами и барельефами на тему театрального искусства народов СССР (скульптор Н. Я. Данько, изготовлены на Ленинградском фарфоровом заводе). Значение их для тематического оформления станции возросло при переименовании станции в «Театральную».

к списку публикаций


Смотрите также